Страница Академии Вконтакте

          English version                                                         

 

 

 

   

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                  Страница Академии Вконтакте Страница Академии Facebook Страница Академии YouTube Страница Академии Twitter poisk icon

Газета «Спасатель»

«Архимеды» спешат на помощь

arhimed

На прошедшем в Москве салоне инноваций «АРХИМЕД» был представлен широкий спектр инновационных разработок, касающихся обеспечения безопасности.
Роботы и мотоциклы – наше всё
Всероссийский Научно-исследовательский институт противопожарной обороны представил на выставке две разработки.
Первая – мобильный робототехнический комплекс разведки и пожаротушения «МРК-РП». Он предназначен для выполнения оперативно-тактических задач при ликвидации последствий аварий, отягощенных химическим и радиационным загрязнением, которые создают угрозу жизни спасателей. Комплекс оснащен манипулятором, креплениями для сменного оборудования, телевизионной системой с пятью камерами, системой освещения, каналом акустической связи и средствами пожаротушения. Для повышения проходимости и маневренности он оснащен гусеницами, способными изменять свою геометрию. Такая ходовая часть позволяет роботу уверенно преодолевать даже лестницы. Важное усовершенствование, внесенное в конструкцию комплекса – способность самостоятельно восстанавливать связь с оператором. Ведь данный комплекс управляется дистанционно – человеком со специального пульта при помощи радиосигналов. В типичной зоне ЧС нередко создаются крайне плохие условия для приема радиоволн. Раньше, если связь с роботом пропадала, машину было практически невозможно эвакуировать из опасной зоны. А после модернизации «МРК-РП» способен самостоятельно вернуться в ту точку, где он в последний раз принимал управляющий сигнал.
Еще один экспонат, представленный ВНИИПО, – пожарный мотоцикл. Это мощная двухколесная машина предназначена для оказания оперативной помощи попавшим в ДТП людям в условиях плотного городского трафика. Она снабжена всем необходимым для оказания первой помощи – огнетушителем, гидроинструментом, аптечкой первой помощи. Такие мотоциклы уже несут дежурство в Краснодаре и олимпийской столице Сочи.

Мы сосчитаем все ДТП
Всероссийский Научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России представил свои разработки в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Разработки отдела развития систем помощи пострадавшим в ДТП можно увидеть не только на выставочном стенде, но и во Всемирной паутине. Сотрудники отдела создали два интернет-портала, посвященных безопасности на дорогах.
Первый портал называется Центр мониторинга ликвидации последствий ДТП (www.abdtp.ru). На нем размещена автоматизированная база данных участия пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий дорожных аварий. Она позволяет отслеживать все действия спасательных подразделений, работающих на автомагистралях всей страны: когда поступил сигнал о ДТП, когда выехали спасатели, какие силы и средства применялись при ликвидации последствий и так далее. Помимо этого, на портале можно найти справочную информацию по организации рационального использования систем обнаружения и оповещения; банк данных объектов инфраструктуры вдоль автомобильных дорог федерального и регионального значения. Также можно ознакомиться с ходом выполнения федеральной и региональных целевых программ в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Второй портал (www.dtprescue.ru) посвящен обучению современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

Прыгать будет не страшно
Академия гражданской защиты МЧС России представила несколько экспонатов.
Ряд разработок ученых и курсантов академии касаются спасения людей из горящих зданий. Первый проект – модифицированная раздвижная автолестница. От обычной она отличается наличием двух дополнительных секций в верхней части, которые могут расходиться в стороны. В разложенном состоянии система похожа на маленькую латинскую букву «t». Дополнительные секции могут быть переброшены как мостик через улицу, по которому спасающиеся от пожара люди могут максимально быстро перейти в безопасное место – например, в дом на противоположной стороне улицы. Можно расположить эти секции и параллельно фасаду горящего дома. В таком случае эвакуация терпящих бедствие может происходить через несколько окон сразу, что опять же уменьшает время, необходимое на проведение спасательной операции.
Одно из наиболее распространенных устройств, помогающих спасать жизни на пожарах, – батут «куб жизни». Но спрыгнуть на него с этажа этак второго-третьего легко. А как быть, если горит высотное здание и для спасения своей жизни человеку надо шагнуть из окна 17-го этажа? На это не всякий может решиться. И тогда курсанты АГЗ предложили крайне оригинальное решение – поднять сам батут поближе к окну. Они разработали систему опор, поднимающих спасательное устройство размером 15 на 8 метров на высоту 17-го этажа. В походном положении эта система компактна и вполне способна проехать по узким городским улицам. А в развернутом положении при помощи дополнительных штанг она крепится к стене дома, что придает ей максимальную устойчивость. Также система снабжена дополнительными страховочными сетками.
Сотрудники кафедры химии и материаловедения совместно с учеными из ЦНИИ чермета им. И.П. Бардина разработали высокочувствительную систему дозиметрического контроля, предназначенную для экспрессного обнаружения радиоактивных материалов в движущихся транспортных средствах. Система обладает двумя отличительными особенностями, делающими ее уникальной. Во-первых, у нее самая высокая среди всех мировых аналогов чувствительность – 2,5 нЗв/час. Во-вторых, она позволяет дистанционно обнаруживать радиоактивные материалы в движущемся транспорте. Для прохождения контроля машинам не надо останавливаться. Они могут двигаться мимо датчиков систем со скоростью до 50 км/ч, что повышает пропускную способность комплекса.
Эта система позволяет предотвращать радиационные аварии, возникающие из-за несанкционированного распространения радиоактивных материалов. Ее целесообразно использовать во многих отраслях – на таможне, пограничных пунктах, на предприятиях ядерного цикла.
Оборудование прошло государственные испытания и в данное время эксплуатируется на одном из предприятий металлургического комплекса. Система уже доказала свою работоспособность, обнаружив в привозимом на металлургический комбинат сырье радиоактивные загрязнения. Это позволило предотвратить радиационную аварию, которая могла возникнуть из-за попадания радиоактивного сырья в металлургические процессы и которая могла привести к большим экологическим и финансовым затруднениям.
Сейчас проводятся работы по определению возможности ее использования в системе МЧС. Разработчики предлагают принять ее на снабжение министерства для оперативного контроля радиационной обстановки в службах, входящих в состав РСЧС.
Еще один проект – система замкнутой циркуляции огнегасящей жидкости при тушении пожаров. То есть вылитая на огонь вода – или другое средство – тут же собирается специальным насосом и возвращается в цистерну для повторного использования.
Пока эти системы существуют в виде рабочих моделей, но ведется подготовка к получению патентов на них.
Стоит отметить, что, помимо нестандартного подхода к решению инженерных задач, возникающих при ликвидации чрезвычайной ситуации, эти разработки примечательны еще и активным участием в их создании курсантов Академии.

Больше кислорода для пожарных
Основные разработки, представленные в Москве Уральским институтом государственной противопожарной службы МЧС России, касались подготовки бойцов газодымозащитной службы.
В этой области сотрудники уральского вуза представили различные способы усовершенствования. Так они разработали новую модель комбинированной установки пожаротушения и защиты органов дыхания. Она полностью соответствует всем действующим в МЧС нормативным требованиям. Установка весит 20 кг, что на десять килограммов меньше, чем стоящая сегодня на вооружении огнеборцев модель. Уменьшенный вес повышает мобильность звена ГДЗС. К тому же огнегасящее вещество, примененное в новой модели – порошок, а не вода, как в старой. Это позволяет успешно тушить пожары в условиях низких температур.
Кроме этого, уральцы модернизировали систему техобслуживания дыхательных аппаратов, которая может экономить десятки миллионов рублей за одну проверку. Причем ее внедрение практически не потребует дополнительных затрат. Надо просто изменить порядок проверки параметров дыхательного аппарата.
Еще одна область разработок разработка специалистов УрИГПС – меры по повышению времени работы дыхательных аппаратов. Используемые сейчас приборы теряют давление после заправки. Когда компрессор наполняет баллон, одновременно с давлением растет и температура воздуха. Баллон разогревается примерно до 40 градусов и при остывании давление падает с 300 до 260 атмосфер. Уральцы разработали комбинированный способ заправки баллонов, уменьшающий потерю давления всего до 10–13 атмосфер. А это вкупе со специально разработанной системой психической и физической подготовки бойцов ГДЗС, которая учит их контролировать свое дыхание в условиях стресса, позволило существенно увеличить время работы аппаратов.
Эти разработки внедряются в Екатеринбургском гарнизоне пожарной охраны. Уже поданы заявки в Роспатент на изобретения и полезные модели.
Помимо этого, на стенде УрИГПС был представлен компьютерный тренажер, имитирующий различные варианты развития и тушения пожара в здании. На нем можно менять параметры пожара – направление ветра, горючая загрузка и другие. Цель – выработать у курсантов быстроту мышления и научить их ориентироваться в быстроменяющейся обстановке.

Скорая помощь мчит по воде
Компания «Медспас» представила на выставке катер, полностью оборудованный всем необходимым для транспортировки тяжелых больных.
Плавсредства производства «Медспаса» могут быть укомплектованы аппаратурой, соответствующей оборудованию карет скорой помощи классов «А» (машина линейной службы), «В» (машина интенсивной терапии) и «С» (реанимобиль). Они располагают всем необходимым даже для выведения пострадавшего из критического состояния или клинической смерти. Такие катера способны быстро доставить травмированного человека в больницу в условиях, когда с этим не справится ни один другой вид транспорта.
Философия создателей плавающих карет скорой помощи – «лечить в момент перевозки».
Все суда и их аппаратура – серийная продукция. Компания делает свои водоплавающие реанимобили на базе трех типов катеров – катамарана, аппарата на воздушной подушке и классического однокорпусного глиссера. Это суда речного и прибрежного морского плавания. Например, они могут спокойно доплыть из Питера до Кронштадта.
Еще одна разработка компании, правда, пока находящаяся на стадии проектирования – так называемый «Медбокс». Фактически это контейнер, полностью оборудованный для оказания медицинской помощи тяжелым больным. Он может перевозиться любым видом транспорта – машиной, катером, вертолетом – и позволяет доставить пострадавшего от места происшествия до больницы, не беспокоя его «пересадками» из одной машины в другую. А ведь именно такие «смены коней», как говорит врачебный опыт, наиболее опасный момент транспортировки.
Сотрудничество с МЧС – в планах «Медспаса». Пока же компания работает с Минздравом.

Как погасить пожар подскажут автоматы
Интересную разработку, направленную на обеспечение безопасности химических и других опасных производств, представили ученые из 33 ЦНИИ радиационной, химической и биологической защиты Министерства обороны России.
Они спроектировали систему, позволяющую реагировать на возникшую ЧС в автоматическом режиме. В состав системы входят газоанализаторы, акустические и сейсмические датчики и тепловизор. Если на опекаемом такой системой предприятии возникнет ЧС, эти приборы определят ее характер, местоположение и отправят собранные данные в пункт обработки информации, также работающий в автоматическом режиме.
После обработки информации будет выдана в распечатанном виде рекомендация по устранению аварии. А если подключить к ней автоматические устройства безопасности – например сплинкеры, – то она справится с происшествием и без участия человека.
Все датчики, входящие в состав комплекса – серийная продукция. А вот систему надо проектировать индивидуально для каждого предприятия. Ведь на схему размещения и состав датчиков влияют характер производства, площадь объекта, рельеф местности, роза ветров и множество других факторов.

Подготовил Александр Зеленков
23.04.2013

Вопрос начальнику

Барышеву Павлу

Федоровичу

Вопрос начальнику академии
Поля, отмеченные знаком - *, обязательны для заполнения
1000 осталось символов